Сайт писателя Дм. Янковского здесь  можно накачать разных .mp3. здесь  можно накачать разных .mp3. Страница критика Е. Харитонова УЗНАТЬ все о конвентах российской фантастики ролевая игра на русском языке Rambler's Top100











"В недрах огромных городов..."


Александра Сашнева.
Тайные знаки.
Серия "Остросюжетная фантастика".
М.: ОЛМА-Пресс, Звездный мир, 2003.

Новый роман Александры Сашневой продолжает ее книгу "Наркоза не будет", получившую в 2002 году "Бронзовый РосКон". По сравнению с предыдущим текстом новый явно проигрывает в драйве, но так же явно выигрывает по части философского наполнения.

Главная героиня, художница Коша, по чужим документам прибывает в Париж под именем Марго Танк. Во Франции она пишет картины, занимается самосовершенствованием, духовным учительством, но главное - ищет некий высокий смысл, который мог бы придать ее жизни содержание. В конце концов Коша смысл жизни обретает, став ключевой фигурой в "войне без конца" - противостоянии светлого Хаоса и темного Порядка. Но важнее сюжетных перипетий именно "учительство" героини. Она является источником истин, которыми щедро делится с собеседниками. Коша представлена нам почти как основательница собственной религии, еще немного, и вокруг нее начнет воздвигаться "кошианская" церковь... Ее не устраивают старые, традиционные конфессии и связанный с ними образ жизни: "...религия - всего лишь служанка способа производства... в недрах огромных городов рождается новая религия и новая раса. Для новых людей не имеет большого значения пол, национальность и расстояние. Для них нет границ. Мир для них - Интернет, два часа на электричке или два часа на самолете..." Раса мегаполисных людей интуитивно идентифицирует себя как часть глобальной Пустоты - в духе некоторых восточных практик (или Пелевина, их популяризатора). "Пустота - это все! Это спящая материя - надо ее качнуть, и по ней пойдут волны, из которых состоит все, что вы видите". В центре композиции одной из картин главной героини - именно Пустота. Мегаполисный человек может обрести способность ловить ритмический рисунок пустотных волн. А значит, и влиять на него, преображая видимый, материальный аспект действительности. Собственно, религия Коши - религия Ритма. Ритм обретает почти демиургическое значение. По идее, для человека, воспринявшего мироощущение, предложенное автором, Ритм должен стать важнее пищи или, скажем, секса.

Роман плавает между двумя смыслонесущими балверками: психоделия и эзотерика. Особое мироощущение и скрытые способности главной героини по управлению косной материей придают тексту дополнительное измерение. Александра Сашнева показывает необыкновенную текучесть мира. В восприятии Коши свет легко переходит в звук, звук в цвет, цвет в запах, запах в форму, форма - в символ, символ - в смысл. Поэтому эмоция и чувство Ритма, правящие всеми этими переходами, могут обрести мощную магическую силу. Вот Коша пишет очередную картину и размышляет: "На холсте все - сияние. Все - иллюзия или ключ к иллюзии, или окно, через которое можно уйти в иной мир. Иногда иллюзия того, что ты можешь войти в эту иллюзию, так же мучительно сильна, как иллюзия того, что ты можешь взять некий предмет из сна - стоит только покрепче сжать руку". Но при желании человек, выработавший в себе определенного рода отношение к миру, эти иллюзии - как и многие другие - способен овеществить. Весь текст буквально нашпигован такого рода "текучими зарисовками", с помощью которых А. Сашнева стремится показать некую не-всем-открытую сущность мира. Один из лейтмотивов романа - измени свое сознание и с помощью измененного сознания ты сможешь изменить реальность вокруг себя...

                                   Дмитрий Володихин


Хостинг от uCoz