Как я писала хокку
Утром я проснулась и увидела сухую ветку крымской акации,
привезенную из Севастополя. Ветку я подобрала на Древней улице, на выходе из Херсонеса.
В этот день мы увидели первые малюсенькие цветочки жасмина. А чуть дальше на каменистом
газоне валялась эта ветка, высохшая так, будто порыв ветра заворожил ее навсегда при
помощи заклинания. ("морская фигура замри"). И у меня в голове сама собой возникла
строчка: "Остался ветер..." Машинально посчитав слоги, я обнаружила, что их ровно
пять. Это навело меня на мысль, что неплохо бы, прикола ради, написать хокку -
высохшая ветка акации подходит для этого как нельзя лучше.
Я поднялась с постели и, повертев в задумчивости ручкой, написала дальше:
"...в изгибе сухой ветки..."
Вместе получилось так:
"Остался ветер
в изгибе сухой ветки..."
По правилам сложения хайку(хокку) строчки располагаются по слогам в таком порядк:
первая - 5 слогов, вторая - 7, третья - снова 5. По канону хайку - это пейзажное
стихотворение, в котором обязательно должно быть показано время года. Но не обязательно
прямым текстом. Например моя любимая хайку Басё звучит так:
"Торговец веерами/ принес охапку ветра./ Какая жара."
(количество слогов в переводе не сохранилось).
А в другой он называет время года прямо:
Ночью осенней,
мне одолжит одежды
пугало в поле.
(перевод Дм. Янковского)
Я вспоминаю свои ощущения от Севастополя и пытаюсь подыскать точное
словосочетание. Ранняя весна? Слишком просто. Нет никакой краски...
В Зимнем Севастополе это явление особенно заметно: на пустынном пляже
постепенно погружаешься в мерное ворчание прибоя, пасмурный день начинает сиять ультрафиолетом.
И мозг, привыкший к определенному соответствию, начинает произвольно рисовать
солнечный день со всеми тенями. Но это иллюзия или особое свойство зрения
- солнце за тучами, и если пошевельнуть головой,
наваждение пропадает.
Я заканчиваю свое творение так:
"Остался ветер
В изгибе сухой ветки
Робкое солнце."
За завтраком мы с Янковским обсуждаем хокку вообще и это в частности. Обсуждаем то,
что рамки иной раз не являются ограничителем, а наоборот выявляют "искру".
Дима последнее время прикололся к "искре" и ищет ее везде: в стихах, песнях, музыке,
предметах, людях...
В Японии написали миллионы хокку, но мы соглашаемся на том,
что Басё все равно лучший потому что его строчки несомненно "искрят".